Грозит ли Донбассу эпидемия СПИДа?
06 вересня 2015

В Донецкой области более шести тысяч ВИЧ-инфицированных людей, проживающих на неподконтрольной Украине территории, остались без государственного лечения и поддержки. Лекарства для антиретровирусной терапии, которые лежат на складах в больницах Славянска, недоступны для большинства больных. В частности, в официальных ответах на многочисленные обращения представителей Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ, по состоянию на 15 июля 2015 г., в медицинские учреждения ВИЧ-служб Донецкой области обратились 235 ВИЧ-инфицированных пациентов, которые получили необходимую антиретровирисную терапию. Между тем на неподконтрольной территории в непрерывном лечении нуждаются 6485 ВИЧ-позитивных людей.

Грозит ли Донбассу эпидемия СПИДа?

Проблемы с доставкой

Согласно официальной статистики Государственного учреждения «Украинский центр контроля за социально опасными болезнями Министерства здравоохранения Украины», в Донецкой области проживает 28 776 человек с ВИЧ, в Луганской - 4 459.

«В Донецкой области до войны все лекарства и лаборатории территориально находились в областном центре, как в Донецке, так и в Луганске. В связи с боевыми действиями, кроме того, что был потерян медицинский персонал, поскольку бюджет больше не финансирует медицинские учреждения на той территории, были утрачены лаборатории. Все лекарства, которые остались там на складах, по сути, за этот год исчерпаны, - рассказала Ирина Агеева, руководитель департамента коммуникации, политики и адвокации Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ. - Полгода назад для нас проблемой было обеспечить пациентов на контролируемой территории, и мы искали резервы из донорских средств, по гранту Глобального фонда, из других областей. И в Харькове, и в Мариуполе этих лекарств не было. Сейчас наиболее критическая ситуация сложилась именно в Донецке. Если брать Донецкую область, то там 10 000 человек находилось на лечении: 6 000 на неконтролируемой территории, 4 000 - на контролируемой. Почему важно лечение? Лекарства подавляют вирус, и люди могут жить очень долго - 20 и более лет. Если нет лечения - человек является живым трупом. С развитием вируса наступит смерть, и человек это знает».

Ирина Агеева напомнила, что уже утрачен контроль над ситуацией с обеспечением лечения ВИЧ-пози­тивных в Крыму. Но в случае с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей было решено бороться за сохранение возможности лечения. Поэтому Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ, продолжает поддерживать общественные организации, работающие с ВИЧ-позитивными людьми, проживающими на Донбассе. Однако необходимы понимание и поддержка со стороны украинской власти. Ведь в Абхазии, где была российская агрессия и где также были ВИЧ-позитивные люди, которых нужно было лечить, а также в Приднестровье, лекарствами их обеспечивали Тбилиси и Кишинев. А в Украине, по словам Ирины Агеевой, такие жизненно необходимые лекарства мертвым багажом лежат в 100 километрах от Донецка в Славянске. К тому же отсутствует медицинское учреждение, которое взяло бы на себя функции областного СПИД-центра. А для того, чтобы переправить 6000 ВИЧ-позитивных в Славянск за лекарствами, необходимо дополнительно 200 000 долларов на транспорт.

«Государство, имея ресурсы, имея лекарства, не создало возможности для общественных организаций обеспечить доставку лекарств. По сути, за этот год не было принято ни одного системного решения для ВИЧ-позитивных людей, живущих на контролируемой территории Донецкой области. А какие это решения? Во-первых, создать учреждение с полномочиями собирать статистику и осуществлять распределение препаратов по контролируемой территории. Во-вторых, найти альтернативу лаборатории, которая осталась в Донецке. Третье - это распределение лекарств на неконтролируемой территории. Это все в сумках вывозилось нашими сотрудниками, социальными работниками и психологами.

Но 17 июня СБУ издало приказ, и для этих лекарств были созданы ограничения - не более пяти упаковок в руки. Если раньше один человек мог спасти 10 - 20 жизней, то сейчас - это пять месяцев жизни одного человека. То есть мы уже не могли гуманитарную помощь направлять на неподконтрольную территорию. Это был для нас крах», - констатировала она, отметив, что по данным Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ, только 1% людей с диагнозом из общего количества во время военных действий смог выехать на территории, контролируемые украинскими властями.

Тогда организация начала заниматься оформлением пропусков. Помогает им в этом нелегком деле донецкий юрист Максим Василенко. «В первую очередь была проблема с невозможностью выехать за лекарствами, так как лекарства в Донецк не поступали. Получить их очень трудно. Нужно было лично ехать на блокпост, подавать документы. Не у всех была такая возможность, ведь некоторые люди лежат в больницах, а у других просто нет денег. Мы занялись этим вопросом, собирали документы, ездили в Великоновоселовку. Но туда очень трудно добираться. Дорога в обе стороны занимала больше суток», - сетует Василенко.

Проблема с пропусками в большей степени решена благодаря введению в действие электронной базы. Но она не сняла вопрос личного присутствия для получения лекарств. «И еще одна проблема. С 1 августа отключили реестр доверенностей. Раньше можно было в Донецке получить официальную украинскую доверенность. Нотариусы ездили в Краматорск, регистрировали доверенности и выдавали здесь украинские официальные доверенности. Тогда сразу возник вопрос с выездом детей, ВИЧ-пози­тивных детей. Ребенка с одним из родителей не всегда пропускают на блокпостах, требуют доверенности. А ее сейчас сделать негде. То есть, нужно, чтобы за медикаментами ребенка везли двое родителей», - отметил юрист.

«Ни один человек не прервал лечение»

Психолог, представитель Донецкой благотворительной организации «Вариант» Елена Замбик подтверждает слова Максима Василенко. Она рассказала, что благодаря общественным организациям, которые продолжают работать с ВИЧ-позитивными на неподконтрольной территории Донецкой области, ни один человек не прервал лечение.

«Мы умудрялись провозить лекарства для того, чтобы обеспечить ВИЧ-позитивных нужным лечением», - рассказала Замбик.

Продолжают работать с пациентами и в Донецком областном центре СПИДа. «Военный конфликт затронул тех людей, которые и так находятся в трудных жизненных ситуациях, которые имеют сопутствующие заболевания - гепатиты, туберкулез. Эти пациенты остались без внимания государства. Хотя они украинцы и имеют паспорт гражданина Украины. К сожалению, не у всех есть возможность покинуть зону конфликта», - заявила заместитель директора Центра СПИДа Валентина Павленко.

Она отметила катастрофические последствия, которые могут иметь такие несогласованности. «Со стороны Донецкого центра СПИДа было сделано достаточно много шагов для сохранения той системы, которая создана. Мы посещали Департамент здравоохранения в Краматорске, по возможности оказывали технические рекомендации или консультации. И на сегодняшний день мы открыты. Но руководители определенных структур не всегда готовы разговаривать со специалистами, которые остались на неподконтрольной территории. И это является основной проблемой. Все то, что наработала Донецкая область за многие годы по снижению эпидемии, смертности от СПИДа, на сегодня это все может быть сведено на нет. И перспективы будут такие, как были, например, в 90-х годах, двухтысячных, когда шел всплеск эпидемии», - привела печальный пример Павленко.

В Департаменте здравоохранения Донецкой администрации лишь разводят руками, мол, уровень принятия решения по поставке медикаментов на неподконтрольную территорию - это уровень правительства. «Есть закон о защите персональных данных. В этой ситуации он и вступает в противоречие со здравым смыслом. Больные люди выставляют свои данные на всеобщее обозрение. Потому что когда приходит конкретный человек, в этом случае все понятно. А когда возникает вопрос доверенностей, внесение этих доверенностей в Единый государственных реестр документов, то, соответственно, начинаются проблемы, - рассказал заместитель директора департамента здравоохранения Донецкой администрации Владимир Колесник. - Но это не наш уровень ответственности. Это уровень ответственности правительства. И не только по лечению ВИЧ-позитивных пациентов, а по всем медицинским государственным программам, которыми предусмотрена государственная закупка лекарств».

Есть и хорошая новость

В областном Департаменте здравоохранения уверяют, что обращались в центральные органы власти по этим проблемам неоднократно. Но ответа так и не получили. Сейчас общественные организации через «Врачей без границ» обеспечили поставку препаратов в Донецк, которая покрывает потребности за месяц. Лекарства закуплены за средства Глобального фонда. «До этого мы покрывали потребности, перевозя лекарства в сумках, - кто имел пропуска, тот ехал в Славянск. Это был постоянный стресс: ночевки на блокпостах, уверения, что эти лекарства не продаются, что это не контрабанда, и они никому не нужны, кроме ВИЧ-инфицированных людей. Сейчас есть позитивная новость: написана и уже подтверждена заявка в ЮНИСЕФ. Эта организация закупила лекарства, которых хватит на год. Медицинские препараты уже в Украине. Сейчас их растамаживают и готовят к поставке гуманитарного конвоя на Донбасс. То есть ВИЧ-позитивные взрослые и дети смогут получить лекарства. Правда, возникла проблема со стороны «власти» на неконтролируемой территории, где решено было создать гуманитарную комиссию, чтобы контролировать потоки», - поделилась новостью Ирина Агеева.

Анна Курцановская

Донецкие новости

Поділитись
Роздрукувати

Якщо ви знайшли помилку в тексті, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter або цю кнопку

Якщо Ви виявили помилку в тексті, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Виділений текст занадто довгий!