В Беларуси и России нет препаратов для ВИЧ-позитивных беженцев из Украины - ЛЖВ
- Автор:
- Соціальна країна

Ира, вы говорили, что 18 февраля должна была произойти доставка препаратов в Донецк. Удалось ли доставить лекарства?
Нет, не удалось. На территории, не подконтрольной Украине, все социальные выплаты приостановлены, включая зарплату медперсоналу. По нашей информации, ВИЧ-позитивные люди из Донецка и области не выехали, препараты у них есть до конца февраля. Это 6,5 тысяч пациентов. Сейчас в Курахово на украинском блокпосту стоит машина с тремя тоннами препаратов и ждет, чтобы ее пропустили (по последней информации, гуманитарный груз с лекарствами был доставлен в Донецк - ред.). Препараты закуплены не за государственные деньги, это наши препараты, приобретенные за грант Глобального фонда борьбы со СПИДом, за гуманитарную помощь, за деньги доноров. Наши общественные организации в Донецке уже месяц назад подали документы на спецпропуска, но до сих пор их не получили.
Почему нельзя прерывать антиретровирусную терапию?
Основная идея, которую донесла новая наука в сфере ВИЧ-инфекции, что ВИЧ-позитивные люди могут сами остановить эпидемию. Если они будут принимать лечение 2 раза в день ежедневно, то уровень вируса в крови сводится к нулю и они становятся неопасными для окружающих. Это первый эффект для государства в целом. Второй эффект – для самого инфицированного человека – из смертельного заболевания оно перешло в хроническое и люди живут уже по 13-15 лет с диагнозом ВИЧ.
Недавно Международный альянс по ВИЧ/СПИД в Украине направил в Генпрокуратуру Украины официальное заявление о совершении служебного преступления государственными чиновниками, ответственными за бездействие и саботаж. О чем идет речь?
Донецкая и Луганская области пока еще являются украинской территорией и в бюджете заложены средства на ВИЧ-позитивных в этих регионах - Агеева
В оккупированном Крыму есть ВИЧ-позитивные люди, но госбюджет Украины на них уже не выделяет деньги. Донецкая и Луганская области пока еще являются украинской территорией и в бюджете заложены средства на ВИЧ-позитивных в этих регионах. Тендерная процедура закупки лекарств состоялась не в марте, а в декабре прошлого года, поэтому образовался огромный дефицит препаратов и они компенсируются сегодня только донорскими деньгами – грантами Глобального фонда борьбы со СПИДом. То, что было зафиксировано в документе Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине, касалось того, что на территорию неподконтрольную Украине невозможно ввезти препараты, то есть украинская сторона блокирует ввоз. В итоге, по заместительной терапии каждый месяц по 150 человек уже прерывают лечение.
В каких условиях приходится работать медикам на неподконтрольных Украине территориях?
Донецкому спеццентру было поставлено жесткое условие перевести все документы на подконтрольную Украине территорию. Они это сделали – оформили документы в Славянске. Но территорию и зарплату им не выделили. А главное – 4 тысячи пациентов остались в Донецке. Мы уже подсчитали, сколько стоит содержание, например, 30 врачей на неподконтрольной территории и будем просить доноров о финансовой поддержке. В Луганске часть персонала ушла с работы, пациенты остались, препараты выдать некому, и даже любая гуманитарная помощь, которая туда заходит, ее некому принять.
В Луганске часть персонала ушла с работы, пациенты остались, препараты выдать некому, и даже любая гуманитарная помощь, которая туда заходит, ее некому принять - Агеева
Несколько дней назад в Луганской области были расстреляны 150 заключенных в Чернухинской колонии, в этой колонии 16 ВИЧ-позитивных людей, 7 из них на антиретровирусной терапии. Когда проходил расстрел, персонал колонии сбежал, в том числе и медики, часть людей до сих пор сидит в подвалах и ждет помощи. Таким образом, государственная пенитенциарная служба отказалась от своих граждан. Вопрос об эвакуации заключенных должен стоять также остро, как вопрос об эвакуации бабушек и детей из детдомов. Это равнозначно зависимые от государства люди.
Есть у нас и позитивные примеры помощи. Мы привлекли двух психотерапевтов из Израиля, которые обучили 38 наших специалистов. Это люди, которые работают с ранеными, беженцами и людьми, пострадавшими от бомбежек. На этом тренинге мы узнали, что в Израиле есть такая должность «ангелы смерти» - люди, которые приносят информацию о гибели человека. Тренер также рассказал, когда в Израиле включается сирена, то у бабушек, переживших Освенцим, у них просто "сносит крышу". А у нас ведь тоже есть бабушки, которые пережили войну и мечтали, чтобы она больше не повторилась. Им нужно принять жизнь с войной, тогда они адаптируются и избегут круглосуточной депрессии. Задача родителей на войне создать "иллюзию мира" для своих детей, в противном случае таких послевоенных детей будет очень сложно восстановить.
В Луганской области были расстреляны 150 заключенных в Чернухинской колонии. В этой колонии 16 ВИЧ-позитивных людей, 7 из них на антиретровирусной терапии - Агеева
Особенности работы на неподконтрольных Украине территориях Донбасса.
У нас есть национальный телефон доверия. Есть такая проблема – люди привыкли в мирной жизни дотягивать до конца, то есть приходят за препаратом за 1-2 дня до его окончания. Однако во время военных действий нет возможности быстрой доставки лекарства. Сейчас у нас приходят письма от родителей, дети которых находятся в Беларуси, всего пришло 4 заявки на антиретровирусные препарты. В Беларуси эти препараты для украинских беженцев не покупают и не заказывают. Когда мы начали выяснять ситуацию, оказалось, что эти люди уже получили вид на жительство в Беларуси.
Что касается ситуации и в Беларуси, и в России, то там людям дают ВНЖ, но возникает вопрос медицинской страховки, нет страховки – нет препаратов. По Беларуси мы договорились о персональном сопровождении ВИЧ-позитивных. В Беларуси и в России нет препаратов для беженцев из Украины. Вопросы решаются индивидуально. Ситуацию решить можно, но при желании.